И всё же самым выдающимся трудом Ламбервика по сей день считается карта Срединных островов. Как и все прочие, она не является полной: на ней изображена лишь небольшая часть всех островов. Однако она очень ясно отображает взаимное расположение шести Плеяд, а также наиболее примечательных объектов – Сумеречного Моря и Осколочного Пояса. Помимо этого, карта изображает наиболее примечательные острова Истваридона. Подробные описания отдельных островов лучше всего представлены в «Наиболее Полной Энциклопедии Мира» – эпохальном труде, заключающем в себе громадное количество сведений о небесах, островах, климате, стихиях, животных, растительности, народах, племенах, наречиях, обычаях, науке и многих других предметах. Небесная Академия, занимающаяся исследованием мира, каждые пять лет переиздаёт Энциклопедию в улучшенном и дополненном виде. Мы же воспользуемся последним изданием за 354 год Э.О.Н.
Итак, обратимся же к описаниям наиболее значимых островов.
_ _ _
Острова Восточной Плеяды в большинстве своём отличаются благоприятным климатом. Зимы здесь не слишком суровы, а почва большинства островов плодородна и способствует земледельческому труду. Расовый состав населения островов Восточной Плеяды крайне разнообразен; изрядную его часть (около 46% по приблизительным подсчётам) составляют дети народа айли – исконных обитателей восточных краёв. В здешних землях уникальная культура айли сохранилась практически нетронутой. Основными занятиями населения остаются земледелие, натуральное хозяйство и ремесленный промысел.
Власть на островах, как и практически во всём мире, принадлежит отдельным феодалам – графам, баронам, мелким князьям. Как правило, здешние правители владеют угодьями на одном или двух островах, взимают дань с селений и ферм и содержат вооружённые дружины, чаще всего состоящие из наёмников либо ополченцев, обученных воинскому делу. Самые влиятельные сеньоры содержат даже личный воздушный флот из пары-тройки дирижаблей – что даёт немалое преимущество как в мирной торговле, так и в военных стычках.
К слову сказать, последние в тех краях – явление нередкое. Меж многими знатными родами часто возникают прения, переходящие порой в кровную вражду, наследуемую из поколения в поколение. Поэтому время от времени какой-либо феодал собирает дружину и устраивает набег на владения соседа – либо во имя чести, либо ради наживы. Такого рода военные операции давно стали обыденной чертой восточных земель, и даже мирные крестьяне и ремесленники относятся к хозяйским распрям достаточно спокойно. (Примечательно, что князья айли гораздо реже вмешиваются в подобные маленькие войны, предпочитая решать спорные вопросы миром, в соответствии с вековыми правилами кодекса чести).
Одним из наиболее влиятельных здешних родов является графский род Хортов, с давних пор владеющий островом Вайпура (также именуемым Островом Хромого Лиса). Знатность графов Хортов подкрепляется тем фактом, что основатель рода – доблестный воин Милокс Хорт Пламенный – приходился дальним родственником самому Императору, что дарует всем наследникам рода титул «кронграф». Нынешний правитель острова – кронграф Валенс Хорт.
Остров Вайпура своё второе название получил именно благодаря первому графу Хорту, поскольку гербом рода является щит с чёрным бегущим лисом на жёлто-белом поле, а сам Милокс после одного из сражений охромел. Таким образом, память о славном воителе увековечена в самом названии острова: вряд ли следует ожидать, что в обозримом будущем он получит другое прозвище.
Владения кронграфа помимо Вайпуры включают также два соседних острова – Кабрио и Фарах. Все три острова соединены меж собой надёжными подвесными мостами на цепях, проложенными ещё во времена предыдущего графа. Кабрио и Вайпура отличаются плодородными почвами, на их территории располагаются несколько небольших селений, а также укреплённый замок самого властителя. На острове Фарах несколько лет назад был открыт медный рудник. Помимо меди, графство экспортирует также зерно, выделанные кожи, гончарные изделия и табак. Торговля меж островами процветает, и не так давно на острове Кабрио был выстроен порт. Кронграф содержит собственный небесный флот из одной шхуны, носящей название «Пеликан», и двух вооружённых клиперов – «Лисицы» и «Неотвратимого». Впрочем, владения графа почти не подвергаются набегам со стороны соседей: наследник рода Хортов хотя и не жесток, но отличается суровым нравом и не прощает обид. Сам же кронграф не участвует в распрях соседей, полагая такого рода потехи крайне разорительными и вдобавок бессмысленными.
Остров Сенбурон (Остров Булатный) являет собой исключение среди многих восточных островов, отличающихся, как уже было упомянуто, плодородием почв. Сенбурон – скалистый фрагмент тверди; почва здешняя по большей части камениста, растительность скудна, а источники воды немногочисленны. На острове не водится почти никакой живности – за исключением мелких насекомых и ящериц, да ещё птиц, вьющих гнёзда на скалах. Словом, место это негостеприимное и малопригодное для заселения.
Тем не менее, Сенбурон всё же был заселён в первые десятилетия Э.О.Н.; переселенцы были преимущественно обитателями южных и западных островов. За последние два с половиной века на острове сформировалась настоящая народность, именующая себя «сенбурами». Народ это волевой и гордый, не поступающийся своими принципами; и прав был тот же Матисс Ламбервик, в одной из своих книг упомянувший о сенбурах как о «народе прирождённых воинов, которые с младенческих лет воспитывают детей как отважных и умелых солдат, и их боевая выучка в зрелые годы даст фору многим наёмникам, кичащимся своим искусством боя».
И вправду, основным ремеслом сенбуров последние века остаётся военное дело. Не имея возможности по примеру обитателей многих других островов обеспечить себя мирным трудом (как-то: землепашеством, разведением скота, ловлей рыбы), эти люди нашли для себя другой выход. На сегодняшний день остров Сенбурон – настоящая «колыбель войны». Во многих уголках острова выстроены настоящие школы-крепости, в которых обучают наёмных солдат. Наёмники с Булатного острова заслуженно считаются едва ли не лучшими воинами Истваридона, и многие сильные мира сего готовы без колебаний отдать кругленькую сумму золотом за отряд хорошо подготовленных сенбуронских солдат, готовых выступить на его стороне. Мастерам боевых искусств из разных уголков мира нередко находится место на Сенбуроне – здесь их искусство особо востребовано, и к тому же хорошо оплачивается. В кузницах и мастерских острова изготавливается качественное оружие – пики, арбалеты, луки, клинки, молоты и многое другое; а доспехи, выкованные здешними кузнецами, отменно прочны и надёжны.
Сенбурон исправно поставляет наёмников, оружие и амуницию любым клиентам, способным выложить достаточное количество денег. Однако в случае военных конфликтов правители острова (именуемые Лордами-Маршалами) никогда не снабжают военной силой сразу две враждующие стороны и не наживаются на шпионаже и шантаже. Деньги, вырученные со сделок, частью уходят на обеспечение мирного населения острова, частью – на обучение новых рекрутов. Помимо коренных сенбуров, в военные школы острова также принимаются (хотя и значительно реже) выходцы из других народов, желающие постичь искусство войны. Разумеется, оплата такого обучения также вносит немалую долю золота в казну острова.
На островах Западной Плеяды расположено не так уж много крупных городов. По большей части в здешних землях можно встретить селения и отдельные фермы, а также замки и крепости феодалов. Что же до островов айли, то этот народ никогда не был склонен к масштабному строительству. Их городки – небольшие, но очень опрятные, спланированные и выстроенные в исконном архитектурном стиле – можно встретить в разных уголках Плеяды. Одним из немногих крупных портовых городов в здешних местах является Шан-Ремендо – город, выстроенный на одноимённом острове (также именуемом Журавлиным Островом).
Город занимает южную оконечность острова. Шан-Ремендо считается достаточно развитым торговым портом, фактически обеспечивающим торговлю меж многими здешними островами. В самом деле, в городском порту ежедневно совершаются сделки, товары обмениваются на деньги либо отдаются под расписку, перекочёвывают на склады, отправляются на консигнацию либо следуют прежним путём. За всем следит портовая канцелярия, ведущая подробную документацию. Что же до самого города, то Шан-Ремендо – весьма пристойное место, не в пример многим городам отличающееся сравнительной чистотой на улицах, отсутствием столпотворений и терпимостью к чужеземцам. Здешние гостиницы, трактиры, игорные заведения и публичные дома готовы предложить кров и отдых любому посетителю, а рыночная площадь, магазины и многочисленные лавки предоставляют неплохой ассортимент товаров на любой вкус.
Северная часть острова покрыта лесами и практически не заселена. В глубине лесной чащи расположена часовня, именуемая Храмом Цветущей Вишни – святилище народа айли и превосходный памятник старины. Храм возведён в традиционной для айли манере: в его архитектуре присутствуют фигурно выгнутые крыши, отделанные изразцами и розовым мрамором стены, обилие ажурных и мозаичных элементов. Это место словно бы создано для тех, кто желает уединения и гармонии вдали от людской суеты. Даже простое пребывание в часовне дарует чувство умиротворения и покоя, в чём не раз доводилось убеждаться путникам. Подробнее
История мира до появления авиации.
Свершившийся более тысячи лет назад всемирный катаклизм, именуемый Расколом, стал концом прежнего мира. Если верить древнейшим легендам, тот мир (в классических хрониках именуемый Пангеониумом) являл собой необозримо обширный небесный материк, изобиловавший равнинами и горными цепями, лесами и реками, и даже настоящими морями. В те времена мир населяла раса Изначальных – первая людская раса, от которой впоследствии произошли все современные человеческие и нечеловеческие народы. Изначальным были ведомы ныне утерянные знания и технологии, секреты науки и колдовства: вероятно, в эпоху их владычества тогдашние государства процветали.
Всему этому положила конец Эпоха Раскола. За каких-нибудь полтора-два века Пангеониум был разрушен, распался на неисчислимое множество осколков тверди. Законы мироздания, по всей видимости, также претерпели существенные изменения, в результате чего и возник новый мир, ныне именуемый Истваридоном.
Последовавшие за Эпохой Раскола шесть или семь веков вошли в историю под названием Сумеречной Эры. Действительно, то было мрачное и смутное время: прошлое человечества было утеряно, а грядущее оставалось под большим вопросом. В те времена практически не велось каких-либо серьёзных исторических хроник: род людской был куда сильнее озабочен проблемой выживания.
Несмотря на свершившийся конец света, жизнь в мире всё же не прекратилась. На многих островах сохранились леса: новые природные условия способствовали существованию растительности. Дикие животные, птицы, рыбы и прочая живность по большей части сумели пережить катастрофу: их популяции сохранились на пригодных для обитания островах. В недрах большинства островов сохранились или же возникли подземные источники, питающие реки и ручьи. Одним словом, живая и неживая природа не слишком пострадала от случившихся перемен.
Что до разумных рас, то им было гораздо тяжелее выжить в новом мире. Малочисленные людские и нелюдские племена сумели выжить на наиболее крупных островах, на которых имелось достаточно территории и пищи. Разумеется, немало разумных существ сгинуло в Сумеречную Эру: возможно, исчезли некоторые нечеловеческие расы, доселе существовавшие в мире.
На протяжении нескольких веков разрозненные племена обитали на отдельных островах. На большинстве островов люди не испытывали недостатка в естественных ресурсах: пресная вода, дерево, камень, металл, иные природные материалы – всё это можно было раздобыть, приложив соответствующие усилия. И всё же в ту эпоху большая часть познаний прежнего человечества была утрачена без следа – поскольку в них более не было нужды. На первое место вышли умения и навыки, помогающие выжить среди дикой природы.
Естественно, одной из наиболее существенных проблем являлась проблема добычи пищи. На различных островах её во все времена решали по-разному. Так, на Севере и в поясе умеренного климата наиболее доступной пищей на протяжении многих веков, вплоть до нынешних дней, являются грибы. На островах произрастают сотни различных видов грибов: они неприхотливы, долго хранятся, к тому же среди них немало питательных и вкусных разновидностей. В северных землях, собрав за лето и осень запас грибов, можно без особых проблем пережить зиму и при этом ничуть не голодать.
На лесистых островах, как уже было упомянуто, обитает немало различной живности. Племена, обитающие на крупных островах, могли охотиться без особого риска извести всех животных на своих землях. Впрочем, основным объектом охоты как тогда, так и сейчас являлись не животные, а птицы. Реки и озёра служат источником не только пресной воды, но и съедобной рыбы. (Как правило, рыба попадает в водоёмы благодаря птицам, вольно летающим меж островами – те непроизвольно заносят на своих лапах икру рыб из водоёмов других островов). Кроме того, в лесу всегда можно раздобыть немало съедобных ягод, плодов или кореньев. Значительно позже некоторые племена сумели возродить на своих островах земледелие и разведение скота.
Каких-либо способов перемещения с острова на остров практически не существовало, поскольку в распоряжении тогдашних племён не было средств для преодоления разделяющего острова небесного пространства. Впрочем, изредка некоторые племена всё же переправлялись с острова на остров – в том случае, если условия жизни на родной земле становились чересчур тяжёлыми: к примеру, если зима выдавалась слишком холодной, или в лесах переводилась дичь. Чаще всего такие миграции осуществлялись при участии осколков породы, дрейфующих меж островами: люди перебирались на ближайший остров по крупным осколкам, проплывающим мимо их берегов, перекидывая меж ними своего рода мостики или гати из связанных попарно длинных брёвен. Впрочем, такой способ был весьма ненадёжен и опасен: и потому до определённого времени сообщения меж различными островами практически не существовало.